РПЦ МП Ростовская-на-Дону епархия

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ Г. ТАГАНРОГ

Приходская жизнь


28 июля, 2022

1-е Блаженство нагорной проповеди

Темой нашего Чая с отцом Германом было обсуждение 1-е блаженства Нагорной проповеди Христа по книге «Жемчужина нагорной проповеди» отца Ианнуария (Ивлиева), различие в его формулировке в Евангелиях от Матфея и от Луки, разные варианты толкования его смысла.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5:3
И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Лк 6:20


У нас состоялся дебют Елены, как ведущего беседы, проработавшей материал книги, задающей собеседникам вопросы и рассказывающей как автор книги объясняет все аспекты обсуждаемой темы. Очень надеемся, что примером Елены вдохновятся и другие наши Чайные собеседники!

Читайте краткое описание того, что мы узнали на этом Чае с батюшкой
А кто не убоится текста на целых 3-х страницах, могут воспользоваться конспектом главы о 1-м блаженстве из книги отца Ианнуария 

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МЫ ОБСУДИЛИ

Почему различаются формулировки 1-ого Блаженства

Для того, чтобы ответить на вопрос, почему в Церкви сохраняется четыре Евангелия, заметно различающиеся между собой, нужно спросить: а кто такие евангелисты? Из новозаветных книг мы видим, что сами они постоянно называют себя свидетелями, они ходили вместе со Спасителем, они видели все, что Он делал, слышали то, что Он говорил, и они записали свои свидетельства. Сам Господь при Вознесении говорит, что апостолы будут Его свидетелями. Но свидетельство одного не принимается: … при словах двух свидетелей или при словах трех свидетелей состоится всякое дело (Втор. 19, 15, см. также: Мф. 18, 16; 2 Кор. 13, 1). Только после того, как будут выслушаны два или три свидетеля, может быть принято какое-то решение. А Новый Завет свидетельствует о приходе Мессии, и чтобы это свидетельство было принято, нам, соответственно этому библейскому установлению, нужно как минимум два-три свидетеля, а у нас их четыре — чтобы уже не оставалось никакого сомнения.
Смотрите прикрепленную схему, раскрывающую различие Евангелий, их авторов, адресатов, основной темы, что отразились и на различиях формулировок.

28 июля, 2022

схема

Как нам относиться к различию в толкованиях святых отцов

Святых отцов много, один авторитетнее другого, а толкуют они это «блаженство» по-разному. Но, важно то, что все эти толкования, будучи различными, хороши, полезны и сходятся в чем-то самом основном и существенном. И благодаря этим различиям толкования раскрывают нам различные стороны смысла этого блаженства, заставляют нас задуматься и попытаться глубже его постичь.

Существуют ли люди, которых нельзя назвать "несчастными" и "нуждающимися"?

В принципе, в этом мире, в этой жизни, в той или иной степени несчастными можно считать всех людей: одному недостает материальных средств, другому – здоровья, третьему – ума, четвертому… И поэтому каждый из нас в разной степени, но нуждается в чем-либо.

Является ли материальная нищета добродетелью?

Требование нищеты в смысле стесненной, небогатой, без имущества и полностью без привязки к земным благам жизни НЕ свойственно общехристианской этике. Это специфический случай аскетизма монашествующих.

Материальная нищета может помогать отдельным людям в возрастании в их духовной жизни, но это не общее требование ко всем христианам, а индивидуальный аскетический способ.

🔷»Нищие духом» — о каком духе идет речь?

«Нищий духом» – человек смиренный, кроткий, трепещущий перед Богом и Его заповедями. «Дух» – это сердце человека, его душа, которые располагают его к смирению.

Современный вдумчивый толкователь Сергей Сергеевич Аверинцев в своем Комментарии к Евангелию от Матфея доказывает, что выражение «нищие духом», во-первых, тождественно выражению «нищие по велению духа», что означает акт смирения.

Кроме того, слово «дух» можно, следуя, толкованию блаженного Иеронима, понимать и в смысле Духа Божия. «Ибо, – как пишет С. Аверинцев, – человеческий дух, с христианской точки зрения, в своих благих действиях получает внушение от Святого Духа. Читателю предлагается расслышать одновременно оба варианта: „духом“ и „Духом»»

Краткие выводы по 1-ому блаженству

В принципе, в этой жизни в той или иной мере несчастны все люди, все в известном смысле нищие, все нуждаются, все несвободны!

  1. Но есть такие люди, которые прекрасно понимают, что пусть у них будут горы золота, пусть у них будет здоровье олимпийских чемпионов, пусть им будет дана безграничная власть над толпами людей – это не утолит их жажды истинной правды и свободы, ибо ни того, ни другого им этот грешный мир дать просто не в состоянии. Такие люди понимают, что смысл их жизни определяется не богатством или нищетой этого мира, а СВОБОДОЙ и от того, и от другого.
  2. А подобной свободы им этот мир дать не в состоянии: ее может дать ТОЛЬКО БОГ Своим свободным Духом, Который Сам абсолютно свободен и «дышит, где хочет». Блаженство таких людей дает им Дух Божий. Они стоят перед Богом в скромном и доверчивом сознании своей духовной нищеты, даже если они богаты.
  3. «Нищие», о которых говорит Иисус, – это не просто убогие, несчастные, не просто нищие и бедные в прямом смысле слова (хотя и они тоже!), но все те люди, которые знают, что целиком должны полагаться на помощь Бога.
  4. Именно этих людей Иисус Христос называет также алчущими, плачущими, малыми, меньшими, младенцами, труждающимися, обремененными, последними, потерянными, больными, грешниками.
  5. Именно им было трудно жить в «земном царстве», именно на них Иисус Христос смотрит с бесконечным состраданием и открывает им врата в «Царство Небесное».
  6. Ни в коем случае не следует думать, будто это «блаженство» возводит нищету в добродетель. Нищета – это не добродетель. Иисус никогда не назвал бы блаженным состояние, когда люди живут в трущобах и испытывают недостаток в пище; Он никогда не назвал бы блаженным больного или угнетенного человека. Такую нищету христианское благовествование призвано устранить, и Христос делал все, что было в Его силах, чтобы такой нищеты в людях не было.
  7. Иногда в Церкви и вне Церкви под блаженными понимались нищие, то есть бедные и угнетенные в прямом смысле. Так, например, император Юлиан Отступник грозил конфисковать имущество всех христиан, «чтобы они могли войти в Царство Небесное нищими». В этой издевательской угрозе он исходил именно из такого буквального толкования.
Это толкование отразилось и в некоторых монашеских правилах (Василий Великий, правило 205; правила Меньших братьев святого Франциска). Однако это уже относится не к общехристианской этике, а к специфическому случаю аскетизма.


Предыдущие материалы по нашим обсуждениям книги
«Жемчужина нагорной проповеди» читайте по ссылкам:

1-я часть обсуждения
2-я часть обсуждения

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies